Новости

Благая Вратарнице: слово об иконе Иверской

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Различные, братья и сестры, бывают праздники в Церкви Православной. Но с особой теплотой, с особым участием души и сердечных чувств мы празднуем праздники, посвящённые Божией Матери или явлениям и чудотворениям Её всечестных икон. Слава Царицы Небесной и Её прославление утверждено на основе Священного Писания и было предсказано ещё в Ветхом Завете. Ещё Давид Псалмопевец сказал в псалмах: «Предста Царица одесную Тебе, в ризах позлащенных одеяна преиспещрена. …Приведутся Царю девы вслед Ея, искренния Ея приведутся Тебе» (Пс. 44:9,14). И пророчествуя о воскресении Господнем, он пророчествовал Успение и Воскресение Божией Матери: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и кивот святыни Твоея» (Пс. 131:7), прообразуя под киотом Саму Царицу Небесную, Которая стала киотом Божества, соткавши из Своей Пречистой Плоти плоть Сыну Божию, Второй Ипостаси Святой Троицы неизреченным действием Божественным при Его воплощении.

Евангелисты также подтверждают, братья и сестры, записывая слова о славе Божией Матери. Так, когда Божия Матерь, юная Отроковица, приходит к своей сроднице Елизавете (это Евангелие читается всегда на утрени и на молебнах посвящённых Божией Матери праздников), мы слышим из уст праведной Елизиветы, матери Иоанна Предтечи слова: «Откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне?» (Лк. 1:43), называя Её Матерью Божиею. И евангелист Лука записал пророческие слова Царицы Небесной, не усомнившись в их истинном значении и их пророческом назначении, когда Царица Небесная говорит, со смирением потупив кроткий взор Свой: «Величит душа Моя Господа», воздавая честь и славу Богу: «И возрадовася дух Мой о Бозе, Спасе Моем, Яко призре на смирение Рабы Своея: се бо, отныне ублажат Мя вси роди; Яко сотвори Мне величие Сильный». И опять же воздает славу Творцу: «И свято имя Его» (Лк. 1:46‒49).

Божия Матерь сказала эти слова пророческие, и евангелист записал их, потому что эти слова истинные и соответствуют учению Православной Церкви и учению христианскому. И мы, следуя этим словам, помним и слова, братья и сестры, Христа Спасителя, Который на кресте, терпя распятие и страшные муки и страдания, не забыл Своей Матери, исполняя на деле Заповедь: «Уважай отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли» (Ис. 20:12). Давший эту Заповедь Законодатель Сам исполняет её, когда печется о Своей Пречистой Матери, говоря Ей, указуя на Иоанна Богослова: «Се Сын Твой», а Ему говоря: «Се Мати Твоя». Усыновляя Иоанна Богослова Самой Божией Матери ― Своей Пречистой Матери. И в лице Иоанна Богослова усыновляет всех христиан, которые последуют Ему верностью и исповеданием христианства, которые нарекутся Его учениками и последователями ― христианами. Он усыновляет всех Божией Матери, и мы все являемся Её чадами. И с дерзновением призываем Матерь Божию, как родной своей Матери доверяя Ей все скорби, болезни, муки сердечные, страдания душ наших, отчаяние в безысходной, казалось бы, ситуации, когда, бывает, вместе со своей грешной душой вверяем своё спасение Её Материнской любви, Её Материнскому попечительству, Её Материнским молитвам.

Сегодня празднуется торжество Божией Матери в честь Её святой иконы, называемой «Иверская». Иверия ― это древнее название Грузии. Иверия ― так называлась в древности эта страна, в которую Божией Матери выпал жребий идти проповедовать. Но Ей было явление от Бога, когда Господь сказал: «Я дам тебе другой жребий». И впоследствии корабль с Божией Матерью и апостолами пристал у Святой Горы Афон. Но Божия Матерь всегда являла попечение о православной стране Грузии и Иверской обители, которая на Святой Горе Афон была основана именно грузинами, даровала чудотворную икону в знак покровительства Своего и особого благоволения и к Святой Горе Афонской, и к народу православному Иверии.

История же явления этого образа такова. В то время, когда вспыхнула ересь иконоборчества, от Византийских императоров, наученных иудеями, было повелено иконы называть «идолами», сжигать их, уничтожать, мозаики и фрески в храмах сдирать, вместо них только орнаменты расписывать. Тех же, кто противился этому императорскому указу, подвергали казням, пыткам, гонениям, всякому позорищу. И часто казни бывали такими, что иконы разбивали на головах у иконопочитателей. Но тем не менее, братья и сестры, многие верующие хранили святыни образов Божиих.
Вот так и вдова в Никее. Презрев приказ императора, она хранила икону Божией Матери в сокровенной комнате, совершая молитвы перед ней. Но воины были посылаемы в каждый дом, чтобы изыскивать иконы и уничтожать их. И вот они пришли в дом бедной вдовицы, которая жила со своим сыном. Увидев икону Божией Матери, в еретическом заблуждении, озлоблении один из воинов ударил её копьём в лик. И тотчас из лика Божией Матери на глазах у поражённых воинов потекла кровь. Так и пишется с тех пор Иверская икона Божией Матери с кровью, которая истекает из Её щеки. Да и сам след копья и засохший потёк крови остался на чудотворной иконе.

Воины побоялись уничтожать икону, поражённые видением, но приказали вдове, чтобы она сама уничтожила икону. Не зная, как сохранить святыню, эта вдовица ночью со своим сыном вышла на берег морской и с плачем опустила икону на воды морские, говоря: «Царица Небесная, Сама охрани святыню Своего образа». И Божия Матерь Её утешила. Икона вдруг не легла на воду, а стала прямо и последовала на запад по волнам морским, к великому утешению вдовицы. Сын её, присутствовавший при этом, впоследствии ушёл на Святую Гору Афон и стал монахом. А рассказ о поражённой копьём иконе, из которой истекла кровь, и как эта икона пошла по волнам морским, он принёс с собой на Святую Гору Афон. Предание об этом и сказание хранилось в Афонском братстве.

И вот прошло уже порядочно времени ― несколько сот лет. Однажды монахи Иверского монастыря увидели столп света, стоящий над волнами морскими. Когда на лодке попытались приблизиться и понять, что это за видение, то увидели, что в основании столпа света на волнах морских стоит икона Божией Матери. Стоит прямо. Хотели приблизиться к иконе, чтобы взять Её с дерзновением, но образ от них стал удаляться. И тогда братия наложили на себя пост и молились Царице Небесной, чтобы Она даровала им святыню Своего Пречистого чудотворного образа.

Тогда было видение одному пустыннику, монаху Гавриилу, чтобы он, совершив молебное пение, вышел с братией на берег морской, пошёл по водам и взял икону на руки. Вооружившись верой, детской верой в слова Божией Матери, этот угодник Царицы Небесной, угодник Божий, с крестным ходом выйдя на берег морской, вступив дерзновенно на воду, пошёл, как по тверди. Подойдя к иконе, он взял её. На древних афонских фресках написано, как он не просто на руках ― на плече несёт икону Божией Матери, потому что эта подлинная чудотворная икона очень большая по размеру. И он на плече нёс эту икону и, потрясённый физическими и духовными силами после такого чуда, пришёл на берег и, как измождённый постом старец, опустил в изнеможении икону Божией Матери на землю. И там, где Божия Матерь ударилась краем о землю, о твердь земную, вдруг забил источник.

По сегодняшний день бьёт этот источник чудотворный на месте, где Божия Матерь коснулась Своим образом земли. Причём интересно, что он выходит из земли, течёт всего лишь один метр, и опять уходит под землю. Сам источник пресной воды находится на берегу ниже уровня моря, и кромка воды, братья и сестры, ― всего лишь в нескольких метрах, и прибой плещет прямо до самой часовни в ветреные, бурные дни. Но, тем не менее, вода в этом источнике пресная, да ещё и чудотворная.

С тех пор икона Божией Матери была принесена в обитель Иверскую, ради чести её поставили в храме соборном. Но наутро икону не обнаружили, а увидели её при святых вратах. Икону вновь перенесли в храм, но она опять у святых врат монастыря оказалась. Так было до трёх раз, пока Божия Матерь не сказала монахам: «Не вы мою икону будете охранять, но Я вас буду охранять святыней Своего образа». С тех пор у святых врат был поставлен малый храм, в который была перенесена икона Божией Матери. Она стоит несколько наискосок от Царских врат. Сам храм, где стоит икона Божией Матери, увешенная многими приношениями, которые люди за те или иные благодеяния преподносили Божией Матери, ― очень небольших размеров, может, где-то метров шесть на шесть. Над Царскими вратами в этом храме висит лампада. Большая лампада, которая колеблется вопреки всем законам физики, что такого не может быть. В дни особых потрясений, когда какие-то катастрофы или бедствия случаются, или войны на земном шаре, эта лампада начинает раскачиваться ещё больше. По раскачиванию лампады в этом храме, где стоит чудотворная Иверская икона Божией Матери, монахи видят, что какое-то бедствие приближается, и усиливают свои посты и молитвы, молясь за мир.

Так Божия Матерь предупреждает, чтобы мы молитвами ограждались от тех или иных бедствий, понимая силу и важность молитвы в мире. Мы часто человеческие усилия, человеческие потуги, человеческие слова стараемся по-человечески исправить, а забываем, что многое можно исправить, молясь. Молясь за свою душу, молясь за своих близких, молясь за обитель, молясь за Церковь нашу Святую и за наше многострадальное Отечество. И Божия Матерь как бы показывает, что молитвой очень многое можно изменить и в своей душе, и в своей жизни, и в окружающих нас людях и мире. Изменить к доброму, Божьему.

Сказание о святыне Божией Матери «Иверской», конечно, братья и сестры, всегда было с особым почитанием читаемо и прославляемо на Руси Святой. Так, в XVII веке царь Алексей Михайлович и патриарх Никон захотели иметь копию чудотворной иконы у нас в Отечестве, в своём царстве. Был избран благоговейный монах-иконописец Иамвлих, который наложил на себя строгий пост. Сначала отслужили молебен перед иконой, водой обливали чудотворный образ Божией Матери, и этой же водой обливали доску и краски, подготовленные к написанию иконы, а сами краски смешивали, растирая их с частями мощей святых угодников Божиих.
И вот эту икону написали и препроводили её в пределы Святой Руси. Она стояла в Иверской часовне, как и сегодня стоит в Москве в восстановленной часовне у Иверских ворот при входе на Красную площадь. Иверскую икону Божией Матери, которая прославилась своими чудесами, называли «Хозяйка Москвы». Купечеством была специально изготовлена карета, которая запрягалась шестериком белых коней, перед каретой был серебряный фонарь. И когда икону просили на молебствие, в те или иные дома или храмы по городу, то её ставили, как царицу, в эту карету и везли с торжеством по Москве. Икону встречали торжественным колокольным звоном, и все знали, что «Хозяйка Москвы» путешествует по улицам города.

Божия Матерь, братья и сестры, защищала и защищает наше Отечество, нашу Святую Церковь. Защищает каждого из нас, лишь бы мы только имели, братья и сестры, искреннее чувство к Царице Небесной и искренние молитвы, и искреннее желание исправить свою грешную жизнь. Чтобы мы желали получить от Бога и Божией Матери прощение грехов своих.
И по сегодняшний день, братья и сестры, Царица Небесная не оставляет нас Своею милостию. Как любая мать за своего ребёнка ― будь он хороший или плохой. За плохих Она ещё больше переживает, за плохих ещё больше Она плачет.

Одному угоднику Божию было видение. Когда он, было, расслабился в своих подвигах молитвенных и решил, что не обязательно стоять в храме благоговейно, не обязательно молиться усердно, можно допустить и помыслы, отвлекаясь от службы. И вот ему явилась Божия Матерь, Которая ходила по храму. Мимо одних Она просто проходила, перед другими со скорбью, по-Матерински укоризненно качала головой, другим давала златницу, ещё одним давала серебряную монету, а кому-то медную. И монеты были разными по достоинству. И вот подойдя к этому монаху, она дала ему мелкую медную монету, и тот со смирением сказал: «Божия Матерь, что это значит?» И Она ответила: «По трудам и награда. Но трудись и молись, не забывая о своей монашеской ревности к Богу, и получишь воздаяние вечное». Воспрянув от сна, монах потом всю жизнь как свеча горел на службе в храме, за молитвенными помыслами забывая обо всём, весь стоя в горении к Царице Небесной, к Богу, к угодникам Божиим.

И мы в сегодняшний день, братья и сестры, телесными очима зрим перед собой икону Божией Матери, а духовными мы должны зреть, что Божия Матерь ходит между нами. Мимо кого-то просто проходит, мимо кого-то, укоризненно качая головой, а кому-то и златницы духовные раздаёт, а кому-то из нас, может, готовит и воздаяние в Вечности ― высокое званию человеческому, званию раба Божия, званию чада Божия, чада Божией Матери ― вечное нескончаемое бытие в Царстве Сына Своего и Бога Христа Спасителя. Аминь.

Архиепископ Арсений

Контакты

Православный Приход храма в честь Святой Троицы
Адрес: 618900, РФ, Пермский край, г.Лысьва, ул.Революции, 2 "А"
Электронная почта:
Sv.Troitsa-Lysva@yandex.ru

Телефоны:

Настоятель:  +7 (342 49)  3 - 82 - 19
Иконная лавка:   +7 (342 49)  3 - 61 - 12
Бухгалтерия: +7 (342 49)  3 - 61 - 58