Церковь Христова посреди Великого Поста возносит для поклонения Крест Христов, для того, чтобы, взирая на него, мы получали благодатную силу нести постное бремя дальше, несли каждый свой крест.
Мудростью святых отцов Православной Церкви наше богослужение составлено таким образом, что если приходить последовательно на каждое воскресное богослужение и вслушиваться в Евангельское чтение, вслушиваться в то, что поет хор, в то, что произносят священники, то мы, подобно движущимся по некой небесной, таинственной, невидимой лестнице, все больше и больше будем подниматься в вопросах познания духовной жизни, познания того, как же необходимо христианину выстраивать свой путь к спасению.
Тем более в недели Великого поста (по церковнославянски «неделя» – это сам воскресный день, а «седмица» – это собственно то, что мы называем неделей, отрезок времени из семи дней) Святая Православная Церковь предлагает нам последовательно Евангельские чтения, которые раскрывают нам Христово учение относительно того, с каким вниманием надо относиться к своей жизни, по каким примерам надо стремиться изменить её во время Великого Поста, чтобы достойно встретить Пасху.
Сначала, вы помните, мы слышали о молитве, о её особенностях, условиях правильной молитвы. Потом мы слышали о том, что не стоит отчаиваться, если Господь «не слышит» сразу наши молитвы (то есть, не подаёт немедленно просимое), но надо быть более усердными в молитве. Отчаиваться нельзя — Господь всегда рядом. В прошлое воскресенье мы прославляли святителя Григория Паламу, который жизнь свою положил на то, чтобы напомнить христианскому миру о том, что Бог постоянно рядом с нами, помогает нам, общение с Ним возможно и единственное, что мешает нам видеть Его, это наше несовершенство и наши грехи.
И вот сегодня Церковь Христова посреди Великого Поста возносит для поклонения Крест Христов, для того, чтобы, взирая на него, мы получали благодатную силу нести постное бремя дальше, несли каждый свой крест.
И вот сегодня Церковь Христова посреди Великого Поста возносит для поклонения Крест Христов, для того, чтобы, взирая на него, мы получали благодатную силу нести постное бремя дальше, несли каждый свой крест.
В сегодняшнем Евангельском чтении прямо подчеркивается, что для Богоугодной жизни необходимо «взять крест свой и идти за Христом».
Что же такое крест Христов, как его можно взять и идти за Христом?
Несомненно, все люди того времени знали, что такое крест. Крест это было страшная и позорная для иудея смерть, изобретение римских оккупационных войск. Они таким образом пытались сломить дух иудейских патриотов, которые все время пытались восстановить земное Иудейское царство, восставали против римской власти. Позорной эта смерть считалась, потому что в законе написано, что «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве» (Второзаконие 21,23). И когда римские легионеры казнили тех, кто выступал против их владычества, они делали это таким образом, чтобы даже среди собственного народа казненные выглядели проклятыми.
Мы знаем, что Христос добровольно вступает на крест. Добровольно, по слову церковного песнопения, возносится на крест.
На каноническом изображении Христа руки Его не безвольно повисли, как на католических средневековых распятиях, а ровно изображают крест, тем самым подчеркивая абсолютную добровольность мучений и страданий, и смерти, которую Христос принял на себя ради нашего спасения.
Вот этот крест, как апостол Павел подчеркивает, и есть наша готовность «распять плоть свою со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24). И когда мы руководствуемся таким пониманием своего собственного креста, в таком случае, мы выстраиваем правильно свою жизнь и спасаем свою душу.
Господь в сегодняшнем Евангелие подчеркивает, что, спасая душу, можно ее погубить. Это парадокс, но слово Евангельское обращено к ученикам Христовым, в каком-то смысле ко всем нам и требует понимания.
Что значит «спасая душу, погубить ее»? Это значит беспокоится о том, чтобы прожить в соответствии с представлениями об этой жизни, укорененными в обществе. У нас есть определенные стереотипы, как надо прожить, куда устроить детей, какая у нас должна быть зарплата, как у нас должна быть обставлена квартира, куда ездить отдыхать и так далее, и так далее.
Все это мы считаем заботой о своем здоровье, о своей жизни. Мы говорим: «Ну как же, надо себя беречь! Мы много трудимся, болеем! Надо отдыхать, иначе ж надорваться можно! Необходимо жизнь проводить более-менее комфортную».
Господь не выступает против комфорта жизни. Конечно, надо отдыхать, лечиться, заботиться о своем теле. Здесь говорится о другом. Здесь подчеркивается, что попытка сохранить свою душу не ради Евангелия, не ради Христа изначально обречена на неуспех. Все что мы, христиане, делаем в этой жизни, не освящая именем Христовым, все что мы делаем в этой жизни, не вдохновляясь Евангелием, так или иначе обречено для нас на неуспех.
Наша жизнь может быть успешна в глазах общества, но не приносить духовной радости, духовной пользы, не идти с нами в вечность.
Надо стремиться благословлять все начинания нашей жизни, разделять с Храмом Господним наши радости и скорби.
Мы несем крест не только через добровольное несение трудностей. Важно понимание того, что проблемы, сложности, которые приходят в нашу жизнь, это некие предлагаемые нам Богом испытания для того, чтобы мы в очередной раз спросили себя — Христовы ли мы?
Не являемся ли мы просто носителями некой милой традиции? Красивой, благолепной, приятно пахнущей в храме, но которая не налагает никакого серьезного отпечатка на нашу жизнь?
Иногда у нас душа склоняется к такой мысли, что мы вроде бы живем праведной жизнью, все хорошо, мы православные христиане, мы регулярно ходим в храм. И тут вдруг в нашу жизнь входит какое-то испытание, какая-то проблема, скорбь. От ближних, от родственников, от руководства, от подчиненных, от всех. Вдруг приходят скорби. Откуда, почему? Но мы-то с вами понимаем, что Господь рядом, и так Господь постоянно пытается достучаться до нас.
Помните, как в Апокалипсисе сказано? «Вот, стою у двери и стучу» (Откр.3, 20). Какая это дверь? А это дверь нашего сердца. Мы просим у Богородицы – «милосердия двери отверзи нам» — но где эти двери находятся? Они находятся не где-то на небесах. Это не двери где-то там, которые надо открыть. Это двери нашего сердца. Мы закрываемся от благодати, мы закрываемся от несения скорбей в той мере в которой это необходимо, безропотного, с пониманием того что это действительно, определенные испытания Божьи.
Мы закрываем двери своего сердца от Бога, а Господь стоит смиренно, не вторгается насильно в нашу душу, а ждет нашего покаяния, предлагает нам его.
«Я предлагаю простить твоих родственников. Я предлагаю тебе простить твоих ближних. Я предлагаю изменить тебе жизнь, сколько бы её не осталось – много или мало. Я предлагаю осветить эти годы прощением, не жить в обидах, не жить с узлом в сердце» – вот что предлагает нам Господь!
И в этом смысле крест, который мы, как правило, воспринимаем как некий клубок неприятностей, становится действительно животворящим орудием, потому что через него в нашу жизнь входит жизнь.
Через него открываются двери нашей души, и мы можем впустить туда Господа. Может туда войти наконец-то свет, и запыленную, затемненную нашу душу осветить, показать нам, что в ней можно исправить.
Нет, конечно же никто за нас не сделает дело нашего спасения. Именно поэтому подчеркивается, что мы должны действовать: взять крест, и идти за Христом, и должны это делать ради Христа и Евангелия.
История и смысл праздника
Весеннее празднование в честь Креста Господня появилось почти четырнадцать веков назад. В ходе ирано-византийской войны в 614 году персидский царь Хосрой II осадил и взял Иерусалим, забрав в плен иерусалимского патриарха Захарию и захватив Древо Животворящего Креста, найденное когда-то равноапостольной Еленой. В 626 году Хосрой в союзе с аварами и славянами едва не захватил Константинополь. Чудесным заступничеством Матери Божией столичный город был избавлен от нашествия, а потом ход войны переменился, и в конце концов византийский император Ираклий I праздновал победное окончание 26-летней войны.
Предположительно 6 марта 631 года Животворящий Крест вернулся в Иерусалим. Император собственноручно внес его в город, а вызволенный из плена патриарх Захария радостно шел рядом. С тех пор в Иерусалиме стали праздновать годовщину возвращения Животворящего Креста.
Надобно сказать, что в ту пору продолжительность и строгость Великого поста еще обсуждались, а порядок великопостных служб только формировался. Когда появился обычай переносить праздники, случающиеся в Великом посту, с будних дней на субботы и воскресенья (чтобы не нарушать строгий настрой будних дней), тогда праздник в честь Креста также сместился и постепенно закрепился за третьим воскресеньем поста.
Крест выносится верующим для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Святая Церковь сравнивает Крест с райским древом жизни. По толкованию Церкви, крест также подобен древу, положенному Моисеем среди горьких вод Мерры, для услаждения еврейского народа во время сорокалетнего странствования в пустыне. Крест сравнивается и с сеннолиственным древом, под тенью которого останавливаются для отдохновения утомленные путники, ведомые в обетованную землю вечного наследия.
Архиепископ Аверкий (Таушев):
“Глубокий смысл заключается в этом чрезвычайно назидательном для нас, верующих, уставном обычае св. Церкви. Если мы добросовестно пропостились всю первую половину Великого поста, то есть: скоромной пищи вовсе не вкушали, старались есть меньше и реже, в разного рода удовольствиях и развлечениях себе отказывали, честно боролись со своими греховными склонностями и привычками, мы не могли не почувствовать некоторого переутомления и даже упадка сил от необычного напряжения воли и телесного ослабления. И когда подумаем, что прошла еще только половина поста, кое у кого невольно может вырваться вздох малодушной ропотливости: «Тяжко! не по силам мне это! Когда же конец?!»
И вот, чтобы подбодрить нас и укрепить нашу волю и дух к дальнейшему пощению, св. Церковь устраивает нам духовное утешение – выносит для всеобщего торжественного поклонения Крест Господень.
«Вам тяжело – вы ропщете», как бы так говорит она нам этим: «А каково было Господу страдать за вас, терпя невыразимые муки на этом кресте? Или вы думаете, что страдания Его были меньше ваших? Однако Он всё претерпел, дабы спасти вас. Он терпел ради вас, – потерпите же и вы ради Него и во Имя Его! Тем более что это терпение ваше не Ему и никому другому, а именно вам и только вам нужно и спасительно. Вспомните про Его великую любовь к вам, какую явил Он, добровольно предав Себя на распятие и поносную смерть, – и воспряньте духом! Любовь Его и чудодейственная сила крестная поддержит вас и поможет вам до конца совершить всё поприще подвига постного и приведет вас чрез пучину поста к великой радости светоносного праздника Воскресения».
«Сраспинаеми нас ради Распеншемуся, умертвим вся плотския уды в постех и молитвах и молениях» – так взывает к нам в эти дни поклонения Кресту Господню св. Церковь, увещевая нас бодренно продолжать подвиг святого поста, мысленно взирая на Распятого за нас Господа.
Вместе с тем, это изнесение Креста Господня для поклонения среди св. Четыредесятницы напоминает верующим о приближающихся великих днях воспоминания Страстей Христовых и о Светлом Празднике Воскресения Христова. При торжественной встрече победоносного военачальника обыкновенно предшествуют ему его победные знаки – эмблемы и трофеи: так и тут – Пасхе Христовой – торжественному шествию Победителя греха, ада и смерти, – предшествует знамение Его победы – Животворящий Крест. Он живо напоминает нам, что, если мы со Христом страждем, то с Ним и прославимся – если с Ним умираем, то с Ним и воскреснем.
Таким образом, Неделя Крестопоклонная есть как бы предвкушение среди поста ожидающей нас светлой пасхальной радости, почему, прославляя Крест Господень, мы одновременно воспеваем и Его Воскресение, когда троекратно поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».